Урок- главная составляющая часть учебного процесса. Учебная
деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредотачивается на уроке.
Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется
уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его
атмосферой. Для того, чтобы этот уровень
был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался
сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом,
завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.
Как построить такой урок? Как сделать так , чтобы урок не
только вооружал учащихся зна-ниями и умениями, значимость которых невозможно
оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний
интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
Рекомендации ,приведенные ниже, могут помочь учителю в
подготовке такого урока.Изло-жим их в той последовательности, в которой
готовится урок.
- Первое,
с чего надо начинать подготовку к уроку:
- четко определить и
сформулировать для себя его тему;
-определить место темы в курсе;
- определить ведущие понятия, на
которые опирается данный урок,иначе говоря , посмот-реть на урок ретроспективно;
- и, наоборот, обозначить для
себя ту часть учебного материала урока, которая будет реа-лизована в
дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок сквозь призму перспективы своей
деятельности.
2.Определить и четко
сформулировать для себя и отдельно
для уч-ся целевую установку урока- зачем он вообще нужен? В связи с этим
надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
3.Спланировать учебный материал
урока.
Для этого надо: подобрать
литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале,
следует постараться, чтобы в список вошли энциклопедическое издание, монография
(первоисточник),научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного
материала тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым
способом.
Подобрать учебные задания, целью
которых является:
- узнавание
нового материала;
- воспроизведение;
применение знаний в знакомой ситуации;
- применение
знаний в незнакомой ситуации;
- творческий
подход к знаниям.
Упорядочить учебные задания в
соответствии с принципом « от простого к
сложному». Составить три набора заданий:
*задания, подводящие ученика к
воспроизведению материала;
*задания, способствующие
осмыслению материала учеником;
*задания, способствующие
закреплению материала учеником.
4. Продумать « изюминку» урока.
Каждый урок должен содержать
что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг уче-ников-словом то, что они
будут помнить ,когда все забудут.Это может быть интересный факт, неожиданное
открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.
5. Сгруппировать отобранный
материал.
Для этого подумать, в какой
последовательности будет организована работа с выбранным материалом, как будет
осуществлена смена видов деятельности уч-ся.
Главное при группировке материала
- умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную
активность уч-ся,а не пассивное восприятие нового.
6. Спланировать контроль за
деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
* что контролировать;
* как контролировать;
* как использовать результаты
контроля.
При этом не забывать, что чем
чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть ошибки и затруднения, а
также показать уч-ся подлинный интерес учителя к их работе.
7. Подготовить оборудование для
урока.
Составить список необходимых
учебно-наглядных пособий, приборов, тсо. Проверить все ли работает. Продумать
вид классной доски так , чтобы весь новый материал остался на доске в виде
опорного конспекта.
8. Продумать задания на дом:
его содержательная часть, рекомендации по его выполнению.
ОСНОВНЫЕ ЗВЕНЬЯ (ЭТАПЫ) СОВРЕМЕННОГО
УРОКА:
1 .Организационный момент,
характеризующий внешней и внутренней (психологической) готовностью уч-ся к
уроку.
2. Проверка знаний и умений уч-ся для подготовки к уроку.
3. Постановка цели знания перед
уч-ся.
4. Организация восприятия и
осмысления новой информации, т. е. условие исходных знаний.
5. Первичная проверка понимания.
6. Организация усвоения способов
деятельности путем воспроизведения информации и упражнения в ее применении (в
том числе смена вариантов) по образцу .
7 .Творческое применение и
добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных
задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.
8 .Обобщение изучаемого на уроке
и введение его в систему ранее усвоенных знаний.
9. Контроль за результатами
учебной деятельности, осуществляемый учителем и уч-ся, оценка знаний.
10. Домашнее задание к следующему
уроку.
11. Подведение итогов урока.
|